Четверг, 18.04.2024, 08:38 .
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ СОШ с. Карамышево  Грязинского муниципального района Липецкой области

«2023 -Год педагога и наставника»
Меню сайта
                                                                                                                                      



    Телефон доверия
    Телефон доверия для детей,
    подростков, родителей.
    Экстренная психологическая
    помощь.
    Позвони нам и мы тебе поможем!
    28-40-45
    8-800-2000-122
    ПОМНИ, ЧТО
    ВСЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕМЫ!
    КРУГЛОСУТОЧНО. БЕСПЛАТНО.
    АНОНИМНО.
    Это значит, что ты можешь
    позвонить и не называть
    своего имени.

    Контакты

    Директор школы: Никольский Александр Анатольевич
    Контактный телефон: 8-920-500-98-44
    Заместитель директора по УВР:Воронина Светлана Владимировна
    Заместитель директора по ВР: Наривончик Наталья Михайловна
    График работы администрации школы: пн.,вт., ср.,чт.,пт. с 9.00 до 17.00;
    в субботу с 9.00 до 14.00.
    Электронная почта: sc-karamyshevo@schools48.ru Karamshcool@mail.ru



    Прием по личным вопросам
    Директор школы: Никольский Александр Анатольевич среда 16:00 - 18:00, суббота 12:00 - 14:00
    Заместитель директора по УВР: Ряжских Наталия Александровна понедельник 15:00 - 17:00, четверг 15:00 - 17:00
    Заместитель директора по ВР: Наривончик Наталья Михайловна вторник 15:00 - 17:00, пятница 15:00 - 17:00
    Календарь
    Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру


    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



    Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей подросткового возраста

    Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей подросткового возраста

    Ученые-специалисты в области возрастной психологии часто характеризуют подростковый период как кризисный, подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общаю­щихся с ним взрослых. Для подросткового возраста характерен период полового созревания, интенсив­ность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психо­логические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно слож­ным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Гетерохронность (неоднородность) развития наиболее характерна для подросткового возраста. Профессор Б.Г. Ананьев в своих работах отмечал: «... наступление зрелости человека как индивида (физическая зре­лость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает...». Гетерохронность в развитии познавательных процессов и личности в зна­чительной степени отражается на специфике осознании содеянного поступка, в частности, в условиях дорожного движения. Характерные для подростков ограниченность их жизненного опыта, знаний и представлений, недостаточная сформированность адаптивных поведенческих навыков и координации движений, неразвитость бокового зрения снижают безопасность поведения на дороге.

    Незрелость нервной системы подростка внешне может проявляться в виде несдержанности и им­пульсивности, «вспышках» раздражительности, быстрой сменой настроения, склонностью к аффек­там, что в свою очередь оказывает существенное влияние на его поведение на дороге. Эта возрастная особенность подростков в быстро меняющихся условиях дорожного движения может стать фактором, снижающим личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Экстре­мальность дорожного движения усиливает эмоциональные реакции подростка и тем самым приводит к снижению адекватности оценки складывающейся на дороге обстановки, и как следствие, разумности поведения подростков. Неслучайно подростки (как и дети) характеризуются на дороге непредсказуе­мостью, неустойчивостью поведения, что может привести к ДТП.

    Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками. В возрастной психологии были изучены мотивы общения подростков со сверстника­ми: а) желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; б) мотив занять определенное место в коллективе сверстников; в) стремление к автономии и поиск признания ценности собственной лично­сти. Общение как вид деятельности и относительно самостоятельная область жизни способствует сознательному экспериментированию подростков с собственными отношениями с другими людьми, поиску друзей, выяснению межличностных отношений, смене компаний и пр. Данная особенность воз­раста имеет отношение к безопасности дорожного движения. Не осознавая опасности на дороге, компа­ния подростков-пешеходов, пересекающая проезжую часть, продолжает общаться во время движения. Непосредственный разговор между собой (или опосредованно с кем-либо по телефону) становится отвлекающим фактором во время пересечения проезжей части, а значит, может привести к дорожно-транспортному происшествию и дорожно-транспортному травматизму. Подчеркнем при этом, что раз­говор в компании подростков, как правило, отличается эмоциональностью, импульсивностью, что в свою очередь становится дополнительным фактором риска, оказывающим дезорганизующее влияние на адекватность поведения в условиях быстро меняющейся дорожной обстановки.

    В общении со сверстниками у подростков происходит проигрывание самых разных сторон челове­ческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализует­ся стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это дея­тельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В процессе со­циализации подростки, в отличии от детей, усваивают правила и нормы поведения на дороге рацио­нальным способом. В общении формируется самосознание как основное новообразование психики. Ведущий характер интимно-личностного общения в развитии подростков определяет вектор (направ­ление) правовой социализации личности. Как справедливо заметил известный отечественный ученый,

    академик В.М. Бехтерев, в этом возрасте «ребенку легко прививается как все дурное, так и хорош Объяснением тому является характерная для подростков несформированность самосознания, которая проявляется в неуверенности в себе, всевозможных сомнениях и неустойчивости позиций, трудностях в общении, комплексах неполноценности, обвинительном уклоне, фантазиях и т.п. Недостатки в освоении нравственных и правовых норм могут стать причинами нарушений правил дорожного движения. Поведение подростка благодаря влиянию сверстников может быть, как правомерным, так и правонарушающим. Причем знание Правил дорожного движения и следование им под контролем родителей не означает соблюдение подростком этих правил в других ситуациях, например, когда он оказывается один в условиях дорожного движения и тем более, когда он вместе со своими друзьями, сверстниками.

    Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Чувство взрослости», формируемое к началу подросткового возраста, «выражается в отношении подростка к себе как взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость, в т.ч. в самостоятельных мнениях, взглядах. Незрелость самосознания, завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к нарушению правил дорожного движения, протестному поведению в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения, в т.ч. в условиях дорожного движения.

    Желание быть как все, стремление приспособиться к большинству бывает у подростков очень сильным. Характерный для подросткового возраста «стадный инстинкт», возрастная склонность выделять лидера и следовать за ним способность реализоваться в своих приятелях, в референтном круге сочетается с внушаемостью, подражанием, конформностью. Указанные психологические механизмы объясняют нарушение ПДД группой подростков, выступающих в качестве пешеходов или водителей велосипедов, скутеров, мотоциклов. Подросток, уподобляя себя представителю или лидеру референтной асоциальной группы или самой группе, и даже взрослым правонарушителям, стремится тем самым повысить собственный авторитет и самоутвердиться. Накопление таким подростком опыта опасного поведения в условиях дорожного движения становится решающим фактором дорожно-транспортных происшествий.

    Соотношение характеристик поведения подростков и причин ДДТТ

     

    Причины ДДТТ

    Характеристики поведения подростка

    Непредсказуемость поведения, особенно в быстро меняющейся дорожной обста­новке

    Незрелость нервной системы, эмоциональная неуравновешенность и импульсивность; недостаточный житейский опыт, неготовность к возникновению неожиданной стрессовой дорожной ситуации.

    Неумение сопоставить скорость транс­портных средств и расстояние до них, отсутствие устойчивых навыков ориентации в пространстве

    Гетерохронность развития: недостаточная сформированность координации движений, неразвитость бокового зрения.

    Отвлеченность внимания в условиях дорожного движения

    Интимно-личностное общение с себе подобными в условиях дорожного движения, ограниченность навыков соблюдения ПДД.

    Негативизм в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения

    Проявление чувства «взрослости».

    Переоценка своих возможностей

    Незрелое самосознание и самооценка, соревновательность, стремление завоевать авторитет.

    Неумение брать на себя ответственность за свои действия

    Незрелость нравственного и правового сознания, конвенциональная мораль.

    Склонность к риску, намеренное игнорирование или нарушение ПДД

    Импульсивность, эмоциональная неуравновешенность выраженная потребность в самоутверждении, привлечение внимания референтной группы к своей личности.

    Сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге

    Социально-негативный опыт, автономная мораль.

     

    Чему учить, что развивать:

    - углубленно изучать Правила дорожного движения, в частности те из них, которые определяют управление мопедом, мотоциклом, скутером;

    • формировать систему знаний о динамике движения транспортных средств;
    • анализировать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обес­
      печения безопасности дорожного движения;
    • определять административную, уголовную, гражданскую, морально-нравственную ответственность
      за нарушения в области дорожного движения (особенно за нарушение Правил дорожного движения
      лицами, управляющими велосипедами, мопедами и мотоциклами);
    • выделять социальный, экономический и нравственный аспект дорожно-транспортных происше­
      ствий, в целом сохранности жизни участникам дорожного движения;
    • развивать рефлексию, самосознание и правосознание, лежащие в основе правопослушного поведе­
      ния при соблюдении основ безопасного поведения на улицах и дорогах;
    • вырабатывать умение понимать причины собственного поведения и поведения другого человека в
      дорожно-транспортной ситуации;
    • формировать культуру безопасного поведения на дороге как часть общей культуры безопасности
      жизнедеятельности.

    Помните! Знание Правил дорожного движения, обеспечивает детям и подрос­ткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только при помощи уме­ния прогнозировать, т. е. предвидеть опасность на дороге и действовать в со­ответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться проявления бе­зопасного поведения на дороге.

    399077 Липецкая область Грязинский район с.Карамышево ул.Ленина
    Хостинг от uCoz


    http://karamshcool.narod.ru/favicon.ico